(13.03.1615, замок Спинаццола, Неаполитанское королевство - 27.09.1700, Рим; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691). Принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец - Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать - Порция Карафа, кнг. ди Минервино, дочь герц. Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов, А. Пиньятелли продолжил учебу в иезуитской Римской коллегии (впосл. Григорианский университет) и окончил ее со степенью доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). Вступил в орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католич. Церкви. В том же году папа Урбан VIII назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви). В авг. 1643 г. А. Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герц-ство Урбино (c 1631 в составе Папского гос-ва) и находился там до янв. 1644 г. Папа Иннокентий X в 1645 г. назначил А. Пиньятелли губернатором г. Фано в обл. Марке в Папском гос-ве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил до февр. 1649 г. С 11 апр. 1650 г. губернатор Витербо. 14 окт. 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия) in partibus infidelium. Епископскую хиротонию в рим. ц. св. Игнатия 27 окт. 1652 г. провел кард. Марко Антонио Франчотти, бывший еп. Лукки. С 26 окт. 1652 г. папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. нунций при кор. Польши и вел. кн. Литовском Яне II Казимире Вазе (1648-1668). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в ордене василиан. В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом ордена администратора униат. Киевской митрополии еп. Гавриила Коленду, а собравшийся тогда же Тороканский капитул в 3-й раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в кон. 1661 г. - еп. Холмского Иакова Сушу. А. Пиньятелли способствовал примирению Г. Коленды и И. Суши на соборе униат. Церкви в Жировичах (1663). В 1665 г. при поддержке нунция Г. Коленда был поставлен униат. митрополитом Киевским. По решению папы Римского Александра VII (май 1665) должности протоархимандрита василианского ордена и митрополита Киевского больше не могли совмещаться, а результаты выборов, проводившихся на предыдущих капитулах, были отменены. Предписывалось провести новый капитул, на котором выборы главы ордена василиан должны были проходить под наблюдением папского нунция А. Пиньятелли. Однако члены ордена вновь избрали на должность протоархимандрита Г. Коленду. А. Пиньятелли, объявив результаты выборов недействительными, потребовал собрать орденский капитул в марте 1667 г. и избрать на нем главой ордена простого монаха. Тем не менее на капитуле в Бресте-Литовском (ныне Брест, Белоруссия) василиане вновь избрали митр. Г. Коленду, подчеркнув, что в сложившейся ситуации это более полезно для василианского ордена и униат. Церкви в целом. Еп. И. Суша, как и др. епископы, выступил на стороне Г. Коленды. А. Пиньятелли был вынужден согласиться с избранием униат. митрополита протоархимандритом ордена василиан.
Как папский нунций в Речи Посполитой А. Пиньятелли принял участие в переговорах о продолжении канонизационного процесса бывшего униат. архиеп. Полоцкого Иосафата Кунцевича (беатифицирован Римско-католической Церковью в 1643). В 1663 г. А. Пиньятелли был привлечен к проекту распространения унии среди православных Речи Посполитой, однако инициатива провести в окт. того же года встречу с православными (состоялась в Белой Церкви, где тогда находилась ставка польск. кор. Яна II Казимира) принадлежала примасу Польши и канцлеру Речи Посполитой Николаю Пражмовскому, католич. архиеп. Гнезненскому. Обсуждавшиеся на этой встрече условия достижения церковного единства стали известны А. Пиньятелли значительно позже.
После избрания на Папский престол Климента IX Конгрегация пропаганды веры 23 июля 1667 г. направила правосл. епископам, представителям братств и польск. шляхты 13 посланий с призывом к примирению и церковному воссоединению. Направленные в Варшаву послания нунций А. Пиньятелли должен был отослать правосл. адресатам. Однако по непонятной причине он промедлил с отправкой: к моменту отъезда А. Пиньятелли из Варшавы в связи с переводом в Венскую нунциатуру (9 марта 1668 папа Климент IX назначил А. Пиньятелли нунцием при Леопольде I, имп. Священной Римской империи) письма так и не были пересланы адресатам, и нунций передал их своему преемнику в Варшаве Г. Марескотти. К этому времени между Речью Посполитой и Московским гос-вом было заключено Андрусовское перемирие, и в новых условиях униональный проект, изложенный в посланиях Конгрегации, утратил актуальность.
4 мая 1671 г. папа Климент Х назначил А. Пиньятелли епископом г. Лечче в Неаполитанском королевстве (с сохранением архиепископского титула). На кафедре г. Лечче архиеп. А. Пиньятелли формально оставался 10 лет, но уже в июне 1673 г. он получил должность секретаря Конгрегации по делам епископов и монашествующих (Congregatio episcoporum et regularium), а 29 мая 1675 г. был назначен мажордомом папских покоев (praefectus cubiculi). 1 сент. 1681 г. папа Иннокентий XI возвел его в достоинство кардинала-пресвитера и 12 сент. пожаловал ему титулярную рим. ц. св. Панкратия. 12 янв. 1682 г. А. Пиньятелли был переведен с епископской кафедры г. Лечче на вакантную после смерти кард. Карло Россетти (1681) епископскую кафедру г. Фаэнца (также с сохранением архиепископского титула). 2 окт. 1684 г. был назначен папским легатом в Болонье. С 30 сент. 1686 г. архиепископ Неаполитанский. 28 апр. 1687 г. папа пожаловал ему паллий.
На конклаве, который после смерти папы Александра VIII собрался 12 февр. 1691 г. и продолжался 5 месяцев, 53 кардинала из 61 участвовавшего в последнем голосовании отдали голоса за А. Пиньятелли. Став папой Римским, он принял имя Иннокентий XII. Коронация нового папы состоялась в соборе св. Петра 15 июля 1691 г.; интронизация - в Латеранской базилике 13 апр. 1692 г.
Первые решения нового папы имели цель навести порядок в городе: за 5 месяцев, пока проходил конклав, в Риме было совершено 180 убийств. И. ввел самые жесткие меры против любого неповиновения органам правопорядка. Действия, предпринятые папой, привели к быстрому изменению ситуации в лучшую сторону. Важнейшим мероприятием, связанным с реформированием управления Римско-католической Церковью, стало решение И. законодательно оформить отказ от системы непотизма. Буллой «Romanum decet Pontificem» от 22 июня 1693 г. он официально упразднил систему непотизма. Согласно этому документу, запрещалось передавать имущество, принадлежащее католич. Церкви, представителям семьи правящего папы (полагалась ежегодная рента, не превышавшая 12 тыс. скудо), предоставлять высокодоходные церковные должности и бенефиции родственникам папы; назначение на должности должно было производиться лишь с учетом достоинств кандидата. Во внутрицерковной и внешней политике И. опирался на назначенного им гос. секретаря кард. Фабрицио Спаду (1643-1717). За время понтификата И. возвел в кардиналы 30 чел.; кроме того, 2 кардинала, назначенные им in pectore, так и не были объявлены.
18 июля 1695 г. была создана Конгрегация по вопросам дисциплины монашествующих (Congregatio super disciplina regularium), к-рая стала заниматься организацией и упразднением новициатов, порядком принятия обетов, учреждением новых мон-рей, внутренним монастырским распорядком и получением монашествующими к.-л. диспенсаций. Поскольку полномочия новой Конгрегации распространялись на всех монашествующих Римско-католической Церкви, то буллой «Debitum Pastorale» от 4 авг. 1698 г. И. упразднил созданную Иннокентием Х (конституция «Instaurandae» от 15 окт. 1652) Конгрегацию монашествующих (Congregatio super Statu Regularium), к-рая занималась реформированием мон-рей в итал. гос-вах. Желая улучшить работу Римской курии, И. отменил сложившуюся практику оплаты назначений на должности в апостольской палате (camera apostolica). Он также провел реформу коллегии консисториальных адвокатов, закрепив декретом от 16 нояб. 1697 г. постоянное место в ней за представителем Неаполя. Буллой «Sacrosancta Redemptoris» от 9 апр. 1698 г. была создана Конгрегация Лорето (Congregatio Lauretana), должность ее префекта закреплялась за кардиналом - гос. секретарем Папского гос-ва. В ведении новой Конгрегации находились вопросы, связанные с Лоретским санктуарием и проведением богослужений в г. Лорето близ Анконы.
В понтификат И. в монашеских кругах разгорелся спор о происхождении ордена кармелитов. Согласно орденскому преданию, он был основан ветхозаветными пророками Илией и Елисеем, что делало кармелитов самым древним в христ. Церкви монашеским орденом. Противники этой традиции указывали, что вне кармелитского предания практически нет доказательств такого древнего происхождения. Желая прекратить споры, разделявшие католич. монашество, И. декретом от 16 июня 1695 г. обязал как сторонников орденского предания, так и его противников хранить молчание в отношении вопроса о происхождении ордена. Буллой «Exponi nobis nuper» от 24 нояб. 1699 г. И. утвердил конгрегацию мариан (клириков Непорочного зачатия Девы Марии), основанную польск. пресв. Станиславом Папчиньским (1631-1701), с к-рым И. познакомился во время пребывания в Варшаве (С. Папчиньский был духовником буд. папы).
Продолжая политику своих предшественников, в 1696 г. И. подтвердил осуждение янсенизма, но главной оставалась проблема квиетизма. Несмотря на осуждение основоположника этого течения испан. пресв. Мигеля де Молиноса (1628-1696), его арест и тюремное заключение, предложенное им учение получило распространение во франц. аристократических кругах (см., напр., ст. Гюйон). Защитником идей квиетизма стал архиеп. Камбре Франсуа Фенелон (1651-1715). Взгляды Фенелона были осуждены Сорбонной и представителями франц. епископата, самым активным среди которых был еп. Мо Жак Бенинь Боссюэ (1627-1704). Не желая подчиняться принятому Сорбонной решению, Фенелон направил Папскому престолу апелляцию, а также изданное в янв. 1697 г. соч. «Explication des maximes des saints sur la vie intérieure» (Толкование высказываний святых о духовной жизни) с изложением основных защищаемых им положений. Франц. кор. Людовик XIV также обратился к папе с просьбой как можно скорее вынести решение по данному спору (письмо от 23 дек. 1698). После изучения сочинения Фенелона 12 марта 1699 г. И. издал бреве «Cum alias ad apostolatus», которым осудил 23 положения, взятые из этой книги, как «безрассудные, возмутительные, неуместные, оскорбительные для благочестивых католиков, приводящие к пагубным последствиям и в итоге ошибочные» (Denzinger. Enchiridion. N 2374). Фенелон подчинился решению Римского папы и отрекся от заблуждений.
И. уделял внимание развитию католич. миссий, для чего предоставил в распоряжение Конгрегации пропаганды веры значительные денежные суммы. Выделенные папой средства были потрачены на финансирование католич. миссий в Эфиопии и Китае. В 1696 г. И. учредил 8 викариатов на территории Китая.
Важным достижением внешней политики И. стало урегулирование отношений с франц. кор. Людовиком XIV, конфликт с к-рым начался при папе Иннокентии XI (одним из последствий этого конфликта стал отказ папы утверждать новых французских епископов). Людовик XIV отказался от претензий на автономные территории в Риме, а посланием от 14 сент. 1693 г. уведомил И. о том, что не будет поддерживать «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (в этом документе, принятом в 1682 ассамблеей франц. духовенства, заявлялось об ограничении власти Римских пап - см. ст. Галликанизм). Лишенные королевской поддержки авторы «Декларации...» направили И. послание с признанием полного подчинения папе. Отвечая на стремление франц. прелатов к урегулированию отношений, И. утвердил епископов вакантных кафедр во Франции, а также распространил светскую регалию короля (право получать доход с вакантных епископских кафедр) на всю территорию Французского королевства.
В конце понтификата обострились отношения И. с имп. Леопольдом I, благоволившим своему послу в Риме гр. Георгу Адаму фон Мартиницу, чье высокомерное поведение и высказывания о необходимости сохранить автономию принадлежавших иностранным гос-вам территорий в Риме вызвали недовольство папы. Действия, предпринятые по совету И. кор. Испании Карлом II (в отсутствие наследника составить завещание в пользу герц. Анжуйского Филиппа, внука кор. Людовика XIV), стали причиной «войны за испанское наследство» (1701-1714), к-рая началась уже после смерти папы.
И. подтвердил почитание 2 святых и 7 блаженных Римско-католической Церкви. В 1692 г. сделал обязательным для всей католич. Церкви почитание кор. Шотландии св. Маргариты (XI в.; в 1693 утвердил день памяти святой - 10 июня). В 1696 г. внес в общецерковный календарь праздник Пресв. Девы Марии Милосердия (Festum Beatae Mariae Virginis de Mercede), закрепив его за 24 сент. Бреве «In excelsa» от 15 мая 1693 г. установил для Римско-католической Церкви октаву в честь праздника Зачатия Пресв. Богородицы. 12 нояб. 1691 г.
Погребен в соборе св. Петра. Надгробный монумент был сооружен в 1746 г. скульптором Ф. делла Валле по проекту архит. Ф. Фуга.
В понтификат И. окончательно перешла в унию правосл. Перемышльская епархия. В июне 1690 г. еп. Перемышльский Иннокентий (Винницкий) сообщил в Рим и Варшаву о своем намерении публично объявить об окончательном переходе в юрисдикцию папы Римского. 3 апр. 1691 г. в Самборе (Галиция) открылся епархиальный собор духовенства и мирян Перемышльской епархии, на к-ром было принято решение о присоединении к унии. 23 июня 1691 г. в Варшаве в присутствии папского нунция еп. Иннокентий присягнул на верность И., недавно избранному на Папский престол. В июле 1691 г. еп. Иннокентий (Винницкий) опубликовал 2 послания к духовенству и мирянам Перемышльской епархии: в одном он извещал паству о присоединении епархии к унии, в другом - об избрании И. В том же году по инициативе епископа Перемышльская епархия приняла участие в праздновании юбилейного года в Риме по случаю избрания и коронации нового понтифика.
К моменту перехода в унию Иннокентия (Винницкого) Перемышльскую кафедру униат. Киевской митрополии занимал Иоанн Малаховский. В связи с кончиной в авг. 1691 г. униат. Холмского еп. Александра Августина Лодзяты папа по предложению польск. кор. Яна III Собеского перевел И. Малаховского на Холмскую кафедру и передал Перемышльскую епархию целиком Иннокентию (Винницкому). Епископ принял меры по реформированию епархиальной структуры и церковной жизни паствы на основаниях, принятых в униат. Церкви. В апр. 1693 г. он провел епархиальный собор, постановления к-рого в 1694 г. были опубликованы на польском языке под заголовком «Устав церковного управления». Их лат. перевод епископ направил в Рим для утверждения папой.
26 окт. 1693 г. скончался глава униат. Церкви в Речи Посполитой митр. Киприан Жоховский. Папский нунций в Речи Посполитой А. Санта-Кроче назначил администратором (временным управляющим) униат. Киевской митрополии Владимиро-Волынского и Брестского еп. Льва Заленского, что подтвердил указом кор. Ян III Собеский. Зимой-весной 1694 г. Л. Заленский на правах администратора совершил визитацию униат. Киевской митрополии и епархий униат. Церкви в Речи Посполитой; в Полоцке, Новогрудке и Минске провел местные соборы духовенства. По итогам визитации папе был отправлен отчет с описанием плачевного состояния земельных владений униат. Киевской митрополии по причине ее материального оскудения. В апр. 1694 г. синод архиереев Киевской митрополии избрал Л. Заленского новым главой униат. Церкви в Речи Посполитой. 22 сент. 1695 г. И. утвердил его в должности Киевского митрополита униат. Церкви.
Папа способствовал урегулированию конфликта между митр. Львом Заленским и Пинским еп. Маркианом Билозором. Оставив Владимиро-Волынское еп-ство под управлением митрополита, папа обязал уступить Полоцкое еп-ство М. Билозору. 1 окт. 1696 г. М. Билозор направил в Конгрегацию пропаганды веры жалобу на Л. Заленского, к-рый продолжал управлять Полоцким еп-ством, не считаясь с папским решением. В апр. 1697 г. М. Билозор был официально утвержден И. архиепископом Полоцким и Витебским.
При И. окончательно решился вопрос о присоединении к униатской Церкви правосл. Львовской епархии. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), тайно перешедший в унию в 1677 г. и подтвердивший свое решение в 1681 г., долгое время открыто не объявлял об этом, опасаясь реакции противников унии (на епархиальном соборе во Львове в дек. 1694 большинство участников высказались против унии). Лишь в 1699 г. епископ под давлением властей Речи Посполитой согласился объявить о переходе в унию, и 6 июня 1700 г. еп. Иосиф публично произнес исповедание католич. веры.